Учителям

Тест "Слесарные тиски".
Тест "Проволока"
(Для работы с тестом необходимо скачать файл на свой компьютер и разрешить запуск содержимого макроса.)

Программа создания тестов. Скачать можно по ссылке: Тестер
Тесты по теме "Деревообработка 5 класс", 5 вариантов.
Архив скачивается по ссылке:Тесты
План работы РРЦ https://cloud.mail.ru/public/4Vuh/y7yugWCbR

Интересное видео. Рекомендую.

Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебнОГО предметА
«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Важнейшими задачами, реализуемыми в процессе изучения учебного предмета «Трудовое обучение», являются:
формирование практических умений и навыков, необходимых для выполнения различных видов трудовой деятельности по обработке материалов и приготовлению пищи, техническому и художественному творчеству, декоративно-прикладному искусству, хозяйствованию и домоводству, ремонтным работам в быту, выращиванию растений;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, и коммуникативных способностей;
воспитание ценностного отношения к национальным традициям, трудолюбия, эстетического вкуса, культуры поведения, бережливости, ответственности за результаты своей деятельности.
В 2017/2018 учебном году используются следующие учебные программы:
Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Працоўнае навучанне. Тэхнічная праца. VIX класы. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017;
Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Трудовое обучение. Технический труд. VIX классы. – Минск: Национальный институт образования, 2017;
Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Працоўнае навучанне. Абслуговая праца. VIX класы. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017;
Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Трудовое обучение. Обслуживающий труд. VIX классы. – Минск: Национальный институт образования, 2017;
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Працоўнае навучанне. Тэхнічная праца» для VII клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання // Зборнік вучэбных праграм для 7 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання.– Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017;
Учебная программа по учебному предмету «Трудовое обучение. Технический труд» для VII класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания // Сборник учебных программ для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск: Национальный институт образования, 2017;
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Працоўнае навучанне. Абслуговая праца» для VII клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання // Зборнік вучэбных праграм для 7 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання.– Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017;
Учебная программа по учебному предмету «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» для VII класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания // Сборник учебных программ для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск: Национальный институт образования, 2017.
Учебные программы размещены на национальном образовательном портале http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / Трудовое обучение
Обращаем внимание, что изменена структура учебной программы по учебному предмету «Трудовое обучение» для VVII классов: уточнено название тем и конкретизировано их содержание.
В содержание учебных программ по учебному предмету «Трудовое обучение» внесены следующие изменения.
Учебный предмет «Трудовое обучение. Технический труд»
V класс:
увеличено количество часов на изучение раздела «Обработка древесины» (17 ч);
уменьшено количество учебных часов на изучение раздела «Ремонтные работы в быту» (3 ч).
Раздел «Обработка древесины»:
темы «Строение дерева», «Понятие о масштабе», «Линии чертежа», «Размерное число», «Габаритные размеры», «Понятие о технологической операции и технологической карте» переведены на уровень ознакомления;
исключен материал «Понятие о дереве»;
исключена лабораторная работа «Определение припуска на обработку»;
темы «Элементы пиломатериалов: пласть, кромка, торец, ребро», «Общие сведения об отделке древесины» перенесены в VI класс;
включены тема «Шлифование древесины» и вопросы «Заготовка древесины, использование древесины в хозяйстве», «Понятие о детали и сборочной единице», «Понятие о заготовке», «Зачистка деталей», «Общие сведения о соединениях на клее, о клеях на основе ПВА», «Подготовка поверхности к склеиванию, приемы склеивания, инструменты и приспособления»;
лабораторные работы «Ознакомление с пиломатериалами» и «Ознакомление с листовыми древесными материалами» заменены практической работой «Изучение пиломатериалов, листовых древесных материалов».
Раздел «Обработка металлов»:
темы «Понятие о металлах», «Правка проволоки», «Разметка проволоки» переведены на уровень ознакомления;
лабораторная работа «Ознакомление с проволокой» заменена практической работой «Изучение свойств проволоки».
Раздел «Ремонтные работы в быту»:
тема «Основные виды ремонтных работ в быту» переведена на уровень ознакомления;
исключены темы «Мебель, виды и назначение», «Графическая и технологическая документация для выполнения ремонта мебели в быту», «Учебное место для ремонта мебели», «Простейший ремонт мебели (стульев, столов и др.) с использованием лакокрасочных материалов, самоклеющихся пленок, тканей и поролона для обивки и др.», «Виды клеев, лакокрасочных и отделочных материалов, предназначенных для ремонта мебели».
VI класс:
увеличено количество часов на изучение раздела «Обработка древесины» (36/18ч)[1], раздела «Обработка металлов» (16/8 ч);
уменьшено количество часов на изучение раздела «Ремонтные работы в быту» (4/2 ч).
Раздел «Обработка древесины»:
исключены темы «Общие сведения о лесной промышленности», «Заготовка древесины»;
включен материал «Общие сведения о разрезах ствола дерева», «Элементы пиломатериалов (пласть, кромка, торец, ребро)», «Общие сведения о видах на чертеже: расположение видов на чертеже (главный вид, вид слева, вид сверху)», «Правила выполнения чертежа изделия», «Общие сведения о ручном электрифицированном инструменте для сверления, его назначении и применении», тема «Отделка изделий из древесины (Общие сведения об отделке изделий из древесины, видах отделки. Прозрачная отделка (лаки на водной основе, масла). Качество выполнения прозрачной отделки. Правила безопасного поведения при отделке древесины)».
Раздел «Обработка металлов»:
включена практическая работа «Разработка технологической карты (учебной) на изготовление изделие из тонколистового металла».
Раздел «Ремонтные работы в быту»:
исключены темы «Классификация стен по материалу», «Виды и назначение настенных предметов в быту», «Графическая и технологическая документация для выполнения ремонтно-строительных работ в быту», «Учебное место для выполнения ремонтно-строительных работ в быту», «Виды крепежных изделий: шурупы, саморезы, дюбеля, анкеры и др.», «Сверление отверстий в стене», «Крепление на стене легких и тяжелых предметов»; практическая работа «Крепление на стене легких предметов (картин, полок, фотографий и др.)».
VII класс:
увеличено количество часов на изучение раздела «Обработка древесины» (28/14 ч), раздела «Обработка металлов» (24/12 ч);
уменьшено количество часов на изучение раздела «Ремонтные работы в быту» (4/2 ч).
Раздел «Обработка древесины»:
темы «Главные разрезы ствола дерева», «Строение древесины на поперечном разрезе ствола дерева», «Листовые древесные материалы, их получение и применение» переведены на уровень ознакомления;
лабораторные работы «Ознакомление со строением древесины на поперечном разрезе ствола дерева», «Ознакомление с видами листовых древесных материалов» заменены на практические работы с формулировкой «Изучение…»;
исключены тема «Элементы шипового соединения» и практическая работа «Сборка деталей из древесины на шипах»;
включены темы «Графическая и технологическая документация (Общие сведения о сборочном чертеже изделия. Понятие о спецификации. Правила чтения сборочного чертежа. Правила чтения, составления и оформления технологической карты (учебной) на изделие)», «Соединение брусков в половину толщины бруска: по длине, под разными углами», «Отделка изделий из древесины (Общие сведения о непрозрачной отделке изделий из древесины. Виды отделки, материалы, инструменты и приспособления. Подготовка поверхности к непрозрачной отделке (шпатлевание, грунтование). Приемы выполнения отделки. Качество выполнения отделки. Правила безопасного поведения в процессе отделки древесины)»;
включены практические работы«Чтение сборочного чертежа. Разработка технологической карты (учебной) на изделие из древесины», «Соединение брусков в половину толщины бруска: по длине, под разными углами», «Непрозрачная отделка поверхности изделия».
Раздел «Обработка металлов»:
включена тема «Отделка металлов (Общие сведения об отделке металлов, видах отделки. Подготовка поверхности детали к отделке. Приемы отделки. Качество выполнения отделки. Правила безопасного поведения при отделке изделий из металлов)» и материал о разметке при помощи кернера, разметочного циркуля, приемах разметки, зенковании отверстий, приемах зенкования;
включена практическая работа «Отделка поверхности изделия из металлов».
Раздел «Ремонтные работы в быту»:
исключены вопросы «Фурнитура, виды и назначение», «Графическая и технологическая документация для выполнения ремонта столярно-мебельной фурнитуры в быту», «Учебное место для ремонта столярно-мебельной фурнитуры в быту», «Ремонт столярной фурнитуры»;
исключена практическая работа «Простейший ремонт столярной фурнитуры в быту: замена и регулировка (петель, защелок, замков, ручек)»;
включена тема «Крепление настенных предметов. Общие сведения о способах крепления предметов в интерьере; материалах стен, видах крепежных изделий (шурупы, саморезы, дюбеля, анкерные болты и др.). Инструменты и приспособления для крепления настенных предметов. Приемы крепления на стене легких и тяжелых предметов»;
включена практическая работа «Крепление на стене легких предметов (стендов, полок, рамок для фотографий и др.)».
VIII класс:
название содержательной линии «Техническое и художественное творчество» заменено на «Художественное творчество». Содержательная линия «Техническое творчество» и разделы «Судомоделирование», «Деревянная мозаика (интарсия)» исключены;
увеличено количество часов на изучение разделов «Обработка древесины» (26/11 ч), «Обработка металлов» (14/8 ч), «Геометрическая резьба по древесины» (24/13 ч);
уменьшено количество часов на изучение раздела «Конструирование» (4/2 ч).
Раздел «Обработка древесины»:
исключен вопрос о размерах используемых пиломатериалов;
исключена графическая работа «Чтение и оформление графической документации на изготовление изделий из пиломатериалов и листовых древесных материалов»;
исключены практические работы «Организация учебного места для ручной и механической обработки пиломатериалов и листовых древесных материалов», «Выбор заготовок из пиломатериалов и листовых древесных материалов с припуском на обработку», «Проверка качества выполнения технологических операций из пиломатериалов и фанеры».
Раздел «Обработка металлов»:
исключен вопрос о размерах используемой проволоки; графическая работа «Чтение и оформление графической документации на изготовление изделий из тонколистового металла, проволоки и сортового проката»;
исключены практические работы «Организация учебного места для ручной и механической обработки тонколистового металла, проволоки и сортового проката», «Чтение и разработка технологических карт на изготовление изделий из тонколистового металла, проволоки и сортового проката», «Выбор заготовок из тонколистового металла, проволоки и сортового проката с припуском на обработку», «Проверка качества выполнения технологических операций из тонколистового металла, проволоки и сортового проката».
Раздел «Конструирование»:
исключены темы «Графическая и технологическая документация для конструирования и изготовления изделий», «Экономное использование материалов», «Учебное место для конструирования и изготовления изделий», «Технологии конструирования и изготовления изделий», «Инструменты, приспособления и учебное оборудование для конструирования и изготовления изделий», «Качество изделий», «Правила безопасной работы», «Творческое проектирование», «Этапы творческого проектирования. Защита творческих проектов»;
исключена графическая работа «Оформление графической документации на конструирование и изготовление изделий»;
исключены практические работы «Организация учебного места для конструирования и изготовления изделий», «Чтение и разработка маршрутных и технологических карт для конструирования и изготовления изделий», «Выбор заготовок из бумаги, картона, пиломатериалов до 50 мм, листовых древесных материалов (фанера до 5 мм), проволоки до 4 мм, тонколистового металла до 2 мм, сортового проката, пенопласта с припуском на обработку», «Конструирование и изготовление изделий», «Отделка изделий», «Проверка качества изделий».
Раздел «Геометрическая резьба по древесине»:
исключены практические работы «Организация учебного места для геометрической резьбы по древесине», «Чтение и разработка маршрутных карт на изготовление изделий с элементами геометрической резьбы по древесине», «Выбор заготовок из пиломатериалов до 30 мм с припуском на обработку», «Проверка качества изделий из пиломатериалов», «Творческое проектирование изделий с элементами геометрической резьбы по древесине»;
графическая работа «Чтение и выполнение эскизов конструкций и композиций изделий» заменена на практическую работу «Чтение и разработка эскизов конструкций и композиций изделий».
IX класс:
содержательная линия «Техническое творчество» и разделы «Судомоделирование», «Лесная скульптура» исключены;
увеличено количество часов на изучение разделов «Обработка древесины» (10 ч), «Обработка металлов» (8 ч), «Геометрическая резьба по древесины» (14 ч);
уменьшено количество часов на изучение раздела «Конструирование» (2 ч).
Раздел «Обработка древесины»:
исключен вопрос о размерах используемых пиломатериалов;
исключена графическая работа «Чтение и оформление графической документации на изготовление изделий из пиломатериалов и листовых древесных материалов»;
исключены практические работы «Организация учебного места для ручной и механической обработки пиломатериалов и листовых древесных материалов», «Выбор заготовок из пиломатериалов и листовых древесных материалов с припуском на обработку», «Проверка качества выполнения технологических операций из пиломатериалов и фанеры».
Раздел «Обработка металлов»:
исключен вопрос оразмерах используемой проволоки;
исключена графическая работа «Чтение и оформление графической документации на изготовление изделий из сортового проката и тонколистового металла»;
исключены практические работы «Организация учебного места для ручной и механической обработки сортового проката и тонколистового металла», «Чтение и разработка технологических карт на изготовление изделий из сортового проката и тонколистового металла», «Выбор заготовок из сортового проката и тонколистового металла с припуском на обработку», «Проверка качества выполнения технологических операций из сортового проката и тонколистового металла».
Раздел «Конструирование»:
исключены темы «Техническое конструирование», «Понятие о технике и транспорте», «Виды транспорта», «Графическая и технологическая документация для конструирования и изготовления изделий», «Экономное использование материалов», «Учебное место для конструирования и изготовления изделий», «Технологии конструирования и изготовления изделий», «Инструменты, приспособления и учебное оборудование для конструирования и изготовления», «Качество изделий», «Правила безопасной работы», «Профессии, связанные с конструированием»;
исключена графическая работа «Чтение и выполнение эскизов конструкций и композиций изделий; оформление графической документации для конструирования и изготовления изделий»;
исключены практические работы «Организация учебного места для конструирования и изготовления изделий», «Чтение и разработка маршрутных и технологических карт для конструирования и изготовления изделий», «Выбор заготовок из бумаги, картона, пиломатериалов до 50 мм, листовых древесных материалов (фанера до 5 мм, ДВП), проволоки до 4 мм, тонколистового металла до 2 мм, сортового проката, пенопласта с припуском на обработку», «Отделка изделий», «Проверка качества изделий», «Творческое проектирование».
Раздел «Геометрическая резьба по древесине»:
исключены практические работы «Организация учебного места для геометрической резьбы по древесине», «Чтение и разработка маршрутных карт на изготовление изделий с элементами геометрической резьбы по древесине», «Выбор заготовок из пиломатериалов до 30 мм с припуском на обработку», «Проверка качества изделий из пиломатериалов», «Творческое проектирование изделий с элементами геометрической резьбы по древесине».
Учебный предмет «Трудовое обучение. Обслуживающий труд»
V класс:
увеличено количество учебных часов на изучение разделов «Основы приготовления пищи» (8/7[2]-8[3]ч), «Основы изготовления швейных изделий» (21/18-21 ч);
уменьшено количество часов на изучение раздела «Основы домоводства» (1/1-1 ч);
тема «Введение» исключена.
Раздел «Основы приготовления пищи»:
включена тема «Учебный кабинет для занятий кулинарией», вопрос «Общие сведения о технологической документации, используемой в учебных целях (технологической карте (учебной)»;
включена практическая работа «Определение содержания питательных веществ в продуктах питания».
Раздел «Основы изготовления швейных изделий»:
исключены подразделы«Эстетика одежды», «Уход из изделиями из текстильных материалов»;
включены темы «Учебный кабинет для занятий швейным делом», вопросы «Выбор и создание эскиза швейного изделия», «Общие сведения о выборе швейного изделия и процессе его изготовления», «Понятие об эскизе швейного изделия», «Подбор основных и отделочных материалов», «Общие сведения о ручных работах и операциях», «Понятие о технологической документации, используемой в учебных целях (технологической карте (учебной)»;
включена практическая работа «Выполнение утюжильных работ»;
тема «Виды текстильных волокон» переведена на уровень ознакомления.
Раздел «Основы домоводства»:
исключены темы «Функции современного жилища», «Дизайн интерьера жилого помещения», «Особенности интерьера народного белорусского жилища», «Напольные покрытия и уход за ними»;
исключены практические работы «Изготовление украшений для дома», «Составление алгоритма уборки комнаты»;
исключен подраздел «Азбука этикета».
Раздел «Основы выращивания растений»:
исключены тема «Меры защиты комнатных растений от болезней и вредителей»;
исключена практическая работа «Определение заболеваний комнатных растений».
VI класс:
увеличено количество учебных часов на изучение разделов «Основы приготовления пищи» (8/7-8 ч), «Основы изготовления швейных изделий» (32/26-18 ч);
уменьшено количество часов на изучение раздела «Основы домоводства» (6/6-3 ч).
Раздел «Основы приготовления пищи»:
исключена тема «Особенности ежедневных традиционных трапез»;
включены вопросы «Общие сведения о подготовке и проведении праздничного ужина (карты меню, кувертные карточки, кольца для салфеток и др.), приеме гостей», «Общие сведения об особенностях приема пищи и технологии приготовления блюд белорусской национальной кухни к ужину»;
включена практическая работа «Определение пищевого рациона подростка».
Раздел «Основы изготовления швейных изделий»:
исключены темы «Столовое белье, его виды и назначение», «Силуэт в одежде», «Определение размеров швейного изделия», «Символы по уходу за изделиями из хлопчатобумажных, льняных тканей»;
исключены практические работы «Изучение силуэтов современной одежды», «Определение типа фигуры», «Составление алгоритма ухода за изделиями из хлопчатобумажных, льняных тканей», «Изучение символов по уходу за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей».
Раздел «Основы домоводства»:
исключены темы «Основы цветоведения», «Значение освещения», «Световой дизайн», «Роль и виды светильников», «Градация уровней освещенности»;
исключен подраздел «Азы хозяйствования»;
исключены практические работы «Изготовление карт меню», «Изготовление кувертных карточек», «Изготовление кольца для салфеток»;
материал тем «Подготовка к приему гостей», «Проведение праздника» перенесен в раздел «Основы приготовления пищи»;
включены вопросы «Общие сведения о жилой архитектуре (общей и частной), видах помещений, об интерьере жилого помещения и его композиции (расположение и соотношение частей: функциональные зоны, цветовое решение, мебель, светильники)», «Факторы выбора цвета», «Правила подбора и размещения мебели»;
включены практические работы «Определение функциональных зон жилого помещения», «Разработка эскиза жилой комнаты с учетом цветового решения», «Разработка эскиза меблировки комнаты».
Раздел «Основы выращивания растений»:
два варианта содержания раздела объединены в один вариант;
исключены темы «Основы построения ландшафтных композиций», «Требования к устройству цветников», «Композиции непрерывного цветения».
VII класс:
увеличено количество учебных часов на изучение раздела «Основы изготовления швейных изделий» (32/26-18 ч);
уменьшено количество часов на изучение раздела «Основы приготовления пищи» (14/14-7 ч), «Основы домоводства» (6/6-3 ч).
Раздел «Основы приготовления пищи»:
исключены темы «Снижение содержания нитратов и радиоактивных элементов в пище», «Питательная ценность и значение рыбы и нерыбных продуктов моря в питании человека», «Определение качества рыбы и нерыбных продуктов моря», «Полуфабрикаты из рыбы», «Условия и сроки хранения», «Первичная обработка рыбы», «Тепловая обработка рыбы», «Блюда из рыбы», «Технология их приготовления», «Требования к качеству», «Правила подачи», «Пряности и специи, особенности их применения», «Полуфабрикаты из мяса», «Условия и сроки хранения мяса и мясных продуктов»;
темы «Питательная ценность и значение овощей в питании человека. Первичная обработка овощей», «Питательная ценность, значение мяса в питании человека», «Ассортимент первых блюд» переведены на уровень ознакомления;
включен вопрос «Общие сведения о витаминах и минеральных веществах, содержащихся в продуктах»;
включены практические работы «Определение качественного состава витаминов и минеральных веществ в продуктах питания», «Особенности приготовления блюд белорусской национальной кухни к обеду».
Раздел «Основы изготовления швейных изделий»:
исключены темы «Типы занавесей и материалы, необходимые для их изготовления», «Варианты оформления окон», «Виды крепления штор», «Ламбрекен и его виды», «Определение расхода материалов на гардины»;
исключена лабораторная работа «Изучение зависимости свойств ткани от вида переплетения»;
исключены практические работы «Чистка и смазка швейной машины», «Составление алгоритма ухода за изделиями из шерстяных и шелковых тканей»;
включены вопросы «Выбор и создание эскиза швейного изделия», «Общие сведения о классификации современной одежды (по назначению, способу употребления, времени года) и требованиях, предъявляемых к одежде (эксплуатационные, гигиенические и эстетические)», «Понятие силуэта в одежде», «Определение размеров швейного изделия», «Особенности поузловой обработки и отделки изделия», «Символы по уходу за изделиями из шерстяных и шелковых тканей»;
включены практические работы «Изготовление образцов ткацких переплетений (полотняное, саржевое, сатиновое)», «Разработка эскиза швейного изделия, согласно изученным силуэтам».
Раздел «Основы домоводства»:
исключены темы «Принцип «Времена года», «Стили интерьера, «Фитодизайн», «Бонсай», «Искусство икебаны», «Стилевые направления», «Выбор подарка», «Цветочный этикет», «Поведение в гостях»;
исключен подраздел «Азы хозяйствования»;
исключены практические работы «Разработка эскиза и изготовление декора для штор», «Составление цветочных композиций для оформления интерьера», «Оформление подарков», «Изготовление упаковки для цветов»;
включены практические работы «Изготовление изделия из текстиля свободного положения для декора помещения», «Декорирование кашпо для подарочного цветка», «Изготовление подарочной коробки».
Раздел «Основы выращивания растений»:
исключены темы «Сорные растения, вредители и болезни овощных культур; борьба с ними»;
исключен один из вариантовраздела «Газонные травы и ковровые культуры».
VIII класс:
увеличено количество учебных часов на изучение раздела «Основы изготовления швейных изделий» (30/26-15 ч);
уменьшено количество часов на изучение раздела «Основы домоводства» (6/6-6 ч);
откорректировано название темы «Белорусская национальная кухня».
Раздел «Основы приготовления пищи:
исключены темы «Первичная обработка фруктов и ягод», «Оформление изделий», «Кремы, их виды», «Начинки», «Украшение изделий», «Оформление блюд»;
исключены практические работы «Приготовление традиционных белорусских блюд», «Приготовление современных белорусских блюд».
Раздел «Основы изготовления швейных изделий»:
исключены темы «Использование тканей из химических волокон в изготовлении изделий», «Особенность обработки тканей из химических волокон», «Влажно-тепловая и окончательная обработка изделия»;
исключена лабораторная работа «Определение вида ткани»;
исключены практические работы «Выбор индивидуального фасона и подбор цветовой гаммы изделия», «Составление алгоритма ухода за изделиями из искусственных и синтетических тканей».
Раздел «Основы домоводства»:
исключены практические работы «Выполнение дизайн проекта детской комнаты», «Изготовление украшения для оформления праздничного стола».
IX класс:
откорректировано название темы «Белорусская национальная кухня».
Раздел «Основы приготовления пищи»:
исключены темы «Посуда: алюминиевая, металлическая, эмалированная и др.; ее свойства», «Правила обращения и уход за ней», «Белорусская посуда: керамическая, деревянная», «Консервы в домашнем питании» (в подразделе «Приготовление блюд»).
Раздел «Основы изготовления швейных изделий»:
исключены темы «Ткацкие переплетения: крупноузорчатые, сложные», «Раскладка выкройки на ткани», «Сушка изделий», «Влажно-тепловая обработка изделий», «Правильный выбор и покупка одежды и аксессуаров к ней»;
исключена лабораторная работа «Изучение свойств нетканых материалов»;
исключена практическая работа «Влажно-тепловая обработка»;
исключены темы«Рациональное ведение домашнего хозяйства», «Структура семейного бюджета», «Экономия и бережливость в семье», «Анализ доходов и расходов», «Хозяйственная и «кассовая» книги»;
практическая работа «Составление плана рационального использования семейного бюджета» перенесена в раздел «Основы домоводства».
Содержание вариативного компонента учебной программы расширено и дополнено. Учитель трудового обучения может самостоятельно выбирать или дополнять указанные разделы другими темами, отражающими региональную специфику и особенности образовательной среды учреждения образования, в зависимости от материально-технической базы учреждения общего среднего образования, интересов учащихся.
Традиционно в учебных программах приводится примерный перечень изделий для практических работ. Учителю трудового обучения предоставлено право планировать изготовление изделий с учетом их соответствия изучаемым темам и технологическим операциям. В то же время при выборе изделия необходимо учитывать состояние материально-технической базы учреждения общего среднего образования, региональные традиции и, главное, желание и возможности учащихся. Кроме того, целесообразно сохранить принцип единообразного подхода при выборе изделия.
Учителя технического и обслуживающего труда имеют право на изменение последовательности изучения разделов и тем при условии сохранения целостности системы подготовки учащихся к трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности. До 15% учебного времени учитель может использовать по своему усмотрению с учетом состояния материально-технической базы учреждения общего среднего образования.
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с обновленными учебными программами размещены на национальном образовательном портале:
http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / Трудовое обучение


В 2017/2018 учебном году изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в V классе будет осуществляться по новым учебным пособиям:
Чернова Е.Н., Цареня Д.В. Трудовое обучение. Технический труд. 5 класс /под ред. М.В. Ильина. – Минск: Народная асвета, 2017.
Шарапова В.Е., Сысоева И.А. Трудовое обучение. Обслуживающий труд, 5 класс / В.Е. Шарапова, И.А. Сысоева. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017.
Новые учебные пособия содержат минимально необходимый и достаточный учебный материал для качественного образования по учебному предмету. Отличительной чертой новых учебных пособий является реализация в них навигационной функции (наличие ссылок на другие компоненты учебно-методического комплекса по учебному предмету, в частности, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), размещенные на национальном образовательном портале http://e-vedy.adu.by/). Для использования ЭОР пользователю необходимо бесплатно зарегистрироваться на национальном образовательном портале в разделе «Электронные образовательные ресурсы». В навигационном аппарате пособия используется новый элемент – QR-код (графическое изображение гиперссылки), позволяющий получить доступ к ЭОР через специальное приложение на электронном планшете, мобильном телефоне.
Обращаем внимание, что ссылки на электронные образовательные ресурсы в новых учебных пособиях позволяют дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс, организовать работу с учащимися с разным уровнем образовательной подготовки и мотивации к изучению учебного предмета.
До поступления новых учебных пособий в учреждения общего среднего образования рекомендуется использовать в образовательном процессе материалы, размещенные на национальном образовательном портале http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / Трудовое обучение, а также учебные пособиядля V класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов И.А. Сысоевой, В.Е. Шараповой «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» (Минск: Национальный институт образования, 2010), С.Я. Астрейко, И.А. Карабанов и др.«Трудовое обучение. Технический труд» (Минск: Национальный институт образования, 2010).
Для подготовки к учебным занятиям и организации процесса обучения учителю рекомендуется использовать дополнительные материалы, размещенные на Национальном образовательном портале
http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / Трудовое обучение.
К 2017/2018 учебному году издано примерное календарно-тематическое планирование «Трудовое обучение. Технический труд. 5-9 классы», «Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 5-9 классы» (Минск: Национальный институт образования, Аверсэв, 2017). Примерное календарно-тематическое планирование по учебным предметам «Трудовое обучение. Технический труд», «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» размещено на национальном образовательном портале: http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / Трудовое обучение
Полная информация об учебно-методическом обеспечении учебных предметов «Трудовое обучение. Технический труд», «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» в 2017/2018 учебном году размещена на национальном образовательном портале:
http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / Трудовое обучение.
При изучении учебного предмета «Трудовое обучение» класс делится на две группы (юноши, девушки) вне зависимости от его наполняемости в соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования.
При организации образовательного процесса для получения общего среднего образования на дому изучение учебного предмета «Трудовое обучение» не осуществляется.
Особое внимание при организации занятий следует обратить на формирование понятия об энергосбережении, знания и точного соблюдения всеми учащимися правил безопасного поведения, электробезопасности, санитарно-гигиенических требований в процессе выполнения работы.
При организации образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение» на первом учебном занятии в учебном году (далее – в каждой учебной четверти) во всех классах необходимо проводить обучение учащихся правилам безопасного поведения с учетом специфики учебного предмета и делать соответствующую запись в графе «Змест вучэбных заняткаў» классного журнала: «Обучение правилам безопасного поведения» или «ОПБП» (перед основной темой урока). Педагогический работник обязан убедиться в создании всех условий для безопасного проведения занятия.
Обращаем внимание, что в соответствии с программой по учебному предмету «Трудовое обучение» учащиеся должны выполнять практические и лабораторные работы с использованием учебного оборудования, в том числе станков для обработки древесины и металла, швейных машин, оборудования для приготовления пищи во время урока под руководством учителя. Поэтому руководителям учреждений общего среднего образования необходимо принять меры по материально-техническому обеспечению выполнения учащимися в полном объеме практической части учебной программы по учебному предмету «Трудовое обучение».
Практические работы на учебном оборудовании проводятся при строгом соблюдении правил безопасной работы, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических требований. Персональная ответственность за исправную и безопасную работу учебного оборудования возлагается на учителя трудового обучения и руководителя учреждения общего среднего образования.
Учитель технического труда в учреждениях общего среднего образования должнен иметь квалификационный разряд по одной из рабочих профессий: станочник деревообрабатывающих станков, станочник металлообрабатывающих станков или станочник широкого профиля, что дает ему право работать на учебном станочном оборудовании, а также обучать учащихся приемам безопасной работы на учебных станках.
Виды заданий для самостоятельного выполнения учащимися по учебному предмету «Трудовое обучение» определяются учебной программой. Учитель должен организовать и провести урок таким образом, чтобы для выполнения домашнего задания предложить учащимся преимущественно задания творческого характера с учетом желания и возможностей учащихся.
Лабораторные и практические работы по трудовому обучению предполагают совершенствование и проверку усвоения учащимися учебного материала определенной темы (тем). Они являются средством тематического контроля. Отметки за работу заносятся в классный журнал и учитываются при осуществлении промежуточной аттестации (выставлении отметки за четверть).
Для организации деятельности методических формирований учителей трудового обученияв 2017/2018 учебном году предлагается единая тема «Совершенствование предметно-методической подготовки учителя трудового обучения».
На августовских предметных секциях учителей трудового обучения рекомендуется обсудить следующие вопросы:
научно-методическое обеспечение учебного предмета «Трудовое обучение» в 2017/2018 учебном году;
новые учебные издания по учебному предмету для учителей и учащихся;
анализ результатов методической работы в 2016/2017 учебном году;
направления и задачи методической работы в 2017/2018 учебном году.
На заседаниях методических формирований в течение учебного года рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы теории и методики преподавания трудового обучения и эффективного педагогического опыта работы учителей региона:
методы и средства формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся при изучении трудового обучения;
реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Трудовое обучение» на учебных и факультативных занятиях;
организация внеурочной работы по учебному предмету «Трудовое обучение» в шестой школьный день.
На региональном уровне необходимо организовать постоянное методическое сопровождение образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение» через систему непрерывного повышения квалификации, в том числе в период между сроками повышения квалификации, максимально используя резервы областных и Минского городского институтов развития образования, районных (городских) учебно-методических кабинетов.





1 – количество часов для изучения разделов (тем): в числителе – для учреждений общего среднего образования, в знаменателе – для гимназий;
[2]количество часов для изучения разделов (тем) (в числителе – для учреждений общего среднего образования, не имеющих учебно-опытных участков, в знаменателе – для учреждений общего среднего образования, имеющих учебно-опытные участки);
[3] – количество часов для изучения разделов (тем) в гимназиях.

Учебно-методическое обеспечениеобразовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение»
в 2017/2018 учебном году

Трудовое обучение. Технический труд. 5 класс
Учебное пособие, год выпуска
УМК для факультативных занятий
Учебно-методические пособия для учителя
Е.Н. Чернова и др. Трудовое обучение. Технический труд (2017)
Астрейко, С.Я. Пропильная резьба и выжигание по древесине. 5–6 классы (2010)
Гузов, В.В. Уроки технического труда в 5 классе (2011).
С.Я. Астрейко и др. Задания для тематического контроля по техническому труду: 5–9 классы (2012);
Гузов, В.В. Трудовое обучение (технический труд). 5 класс: тестовые задания: ответы и комментарии (2012).

Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 5 класс
Учебное пособие, год выпуска
Примечание
УМК для факультативных занятий
Учебно-методические пособия для учителя
И.А.Сысоева, В.Е. Шарапова Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 5 класс (2010);
В.Е. Шарапова, И.А. Сысоева Трудовое обучение. Обслуживающий труд» (2017)
До выхода нового учебного пособия дополнительные материалы (в соответствии с обновленной учебной программой) будут размещены на национальном образовательном портале
Яворская, Л.М. Волшебный мир кулинарии. 5-6 классы (2011).
Шарапова, В.Е. Трудовое обучение. Обслуживающий труд в 5 классе (2012).
Яворская, Л.М. Уроки обслуживающего труда в 5 классе (2014).
Л.М. Яворская. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля. 5-7 классы (2012).


Трудовое обучение. Технический труд. 6 класс
Учебное пособие, год выпуска
Примечание
УМК для факультативных занятий
Учебно-методические пособия для учителя
С.Я. Астрейко и др. Трудовое обучение. Технический труд. 6 класс (2011)

Дополнительные материалы (в соответствии с обновленной учебной программой) будут размещены на национальном образовательном портале
Астрейко, С.Я. Пропильная резьба и выжигание по древесине. 5–6 классы (2010)
В.В. Гузов. Трудовое обучение. Технический труд в 6 классе (2013)
С.Я. Астрейко и др. Задания для тематического контроля по техническому труду: 5–9 классы (2012)

Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 6 класс
Учебное пособие, год выпуска
Примечание
УМК для факультативных занятий
Учебно-методические пособия для учителя
С.И. Столярова и др. Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 7 класс (2015)
Дополнительные материалы (в соответствии с обновленной учебной программой) будут размещены на национальном образовательном портале
Яворская, Л.М. Волшебный мир кулинарии. 5-6 классы (2011).
Яворская, Л.М. Трудовое обучение. Обслуживающий труд в 6 классе (2012).
Яворская, Л.М. Уроки обслуживающего труда в 6 классе (2014).
Л.М. Яворская. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля. 5-7 классы (2012).



Трудовое обучение. Технический труд. 7класс
Учебное пособие, год выпуска
Примечание
УМК для факультативных занятий
Учебно-методические пособия для учителя
С.Я. Астрейко и др. Трудовое обучение. Технический труд. 7 класс (2012)
Дополнительные материалы (в соответствии с обновленной учебной программой) будут размещены на Национальном образовательном портале
В.В. Гузов. Художественная обработка металлов: просечка по металлу, чеканка по металлу. 7-9 классы (2010)
В.А. Коноплич. Плетение из соломки. Плетение из ивового прута. 7-8 классы (2010).
В.В. Гузов. Трудовое обучение. Технический труд в 7 классе (2013)
С.Я. Астрейко и др. Задания для тематического контроля по техническому труду: 5–9 классы (2012)

Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 7 класс
Учебное пособие, год выпуска
Примечание
Учебно-методические пособия для учителя
С.И. Столярова и др. Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 7 класс (2015)
Дополнительные материалы (в соответствии с обновленной учебной программой) будут размещены на Национальном образовательном портале
С.И. Столярова, Н.А. Юрченко. Уроки обслуживающего труда в 7 классе (2010)
Л.М. Яворская, Н.И. Шульга. Уроки обслуживающего труда в 7 классе (2014).
Л.М. Яворская. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля. 5-7 классы (2012).



Трудовое обучение. Технический труд. 8 класс
Учебное пособие, год выпуска
Примечание
УМК для факультативных занятий
Учебно-методические пособия для учителя
С.Я. Астрейко и др. Трудовое обучение. Технический труд. 8 класс (2013)
Дополнительные материалы (в соответствии с обновленной учебной программой) будут размещены на Национальном образовательном портале
В.В. Гузов. Художественная обработка металлов: просечка по металлу, чеканка по металлу. 7-9 классы (2010)
В.А. Коноплич. Плетение из соломки. Плетение из ивового прута. 7-8 классы (2010).
Астрейко, С.Я. Основы художественного конструирования. 8–9 классы (2010)
В.В. Гузов. Трудовое обучение. Технический труд в 8 классе (2016)
С.Я. Астрейко и др. Задания для тематического контроля по техническому труду: 5–9 классы (2012)

Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 8 класс
Учебное пособие, год выпуска
Учебно-методические пособия для учителя
С.И. Столярова и др. Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 8 класс (2009)
С.И. Столярова Уроки обслуживающего труда в 8 классе (2011).
Яворская, Л.М. Уроки обслуживающего труда в 8 классе (2014).
Л.М. Яворская. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля. 8-9 классы (2012).





Трудовое обучение. Технический труд. 9 класс
Учебное пособие, год выпуска
Примечание
УМК для факультативных занятий
Учебно-методические пособия для учителя
С.Я. Астрейко и др. Трудовое обучение. Технический труд. 9 класс (2014)
Дополнительные материалы (в соответствии с обновленной учебной программой) будут размещены на Национальном образовательном портале
В.В. Гузов. Художественная обработка металлов: просечка по металлу, чеканка по металлу. 7-9 классы (2010)
В.А. Коноплич. Плетение из соломки. Плетение из ивового прута. 7-8 классы (2010).
Астрейко, С.Я. Основы художественного конструирования. 8–9 классы (2010)
В.В. Гузов. Трудовое обучение. Технический труд в 7 классе (2013)
С.Я. Астрейко и др. Задания для тематического контроля по техническому труду: 5–9 классы (2012)

Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 9 класс
Учебное пособие, год выпуска
Учебно-методические пособия для учителя
С.И. Столярова и др. Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 9 класс (2009)
С.И. Столярова Уроки обслуживающего труда в 8 классе (2012).
Яворская, Л.М. Уроки обслуживающего труда в 9 классе (2014).
Л.М. Яворская. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля. 8-9 классы (2012).




Комментариев нет:

Отправить комментарий